
Таль или ее электрическая разновидность, тельфер, представляет собой один из самых распространенных грузоподъемных механизмов. Он активно применяется как самостоятельно, так и в качестве составного элемента более сложных устройств, например, кран-балки или даже мостового крана.
С учетом очень широкой области практического применения имеет смысл рассмотреть, как работает таль, основные конструктивные элементы и устройство механизма более внимательно.
Как выглядят тали
Таль – это подвесное устройство для подъема и перемещения груза с ручным или механическим (чаще всего – электрическим) приводом. Обычно речь идет об очень компактном устройстве, грузоподъемность которого варьируется в диапазоне от 0,2-0,5 до 3—5 тонн. Высота подъема изменяется от 3-6 до 12-18 метров. Именно такие тали наиболее распространены на практике: сравнительно скромные по размерам и характеристикам, но очень эффективные и универсальные.
В то же время не стоит забывать о намного более мощных моделях, которые применяются реже, но также присутствуют на рынке. Самые серьезные из них способны поднимать и перемещать грузы весом до 10 тонн (цепные), а канатные – даже больше – до 20 (мобильные) или 50 тонн (стационарные). При этом высота подъема для канатных талей может достигать 60 метров.
Из чего состоят тали
Одним из главных достоинств рассматриваемых грузоподъемных механизмов выступает предельно простое и потому надежное устройство тали. Что особенно актуально для изделий с ручным приводом. В этом случае конструкция нередко состоит всего из пяти элементов: корпуса, барабана, редуктора и крюка на цепи или тросе. Функции каждого из них очевидны и заключаются в следующем:
- корпус выступает несущим и объединяющим остальные части устройства каркасом;
- колесо, которое вращает рабочий;
- редуктор передает энергию ручного вращения на барабан;
- барабан используется для равномерного разматывания или наматывания троса;
- крюк предназначен для захвата и фиксации груза (он соединен с барабаном тросом/канатом или цепью).
Устройство еще более популярной и востребованной на рынке электрической тали (или тельфера) немногим сложнее. К уже перечисленным составляющим добавляется двигатель, соединенный с редуктором, и панель управления, чаще всего – кнопочная. При необходимости и для увеличения удобства или функционала таль дополнительно комплектуется различными приспособлениями, включая:
- ролики и фиксаторы, предназначенные для защиты троса от перетирания и исключающие движение в обратном направлении (второе условие очень актуально для безопасного использования ручных талей);
- передвижная тележка (превращает стационарную модель в мобильную);
- двутавровые балки, которые используются в качестве монорельсового пути для передвижных тельферов (фактически речь идет о полноценной кран-балке), и т.д.
В настоящее время на рынке представлены самые разные модели талей с множеством функциональных возможностей и дополнительных комплектующих. Что позволяет с легкостью подобрать оптимальный вариант для конкретного потребителя.
Принцип работы талей
Предельно простое устройство тали обеспечивает эффективную и очень надежную работу грузоподъемного механизма. Его функционирование осуществляется следующим образом:
- физическое усилие оператора (или запуск двигателя) приводят к началу вращения колеса/вала;
- зубчатый редуктор передает энергию на барабан (причем с увеличенной силой – пропорция зависит от параметров конкретной конструкции);
- вращение барабана – в зависимости от направления — оборачивается наматыванием или разматыванием троса/каната/цепи и перемещению крюка;
- груз фиксируется на крюке, после чего происходит смена направления движения барабана для подъема грузозахватного устройства;
- груз перемещается в нужную точку, после чего опускается и отцепляется от крюка.
Для мобильных талей к описанному рабочему циклу добавляется несколько этапов перемещения на монорельсе. Их количество зависит от маршрута движения и сложности технологических или производственных задач.
Особенности работы и сфера применения различных видов талей
Как было отмечено ранее, выбор талей сегодня очень велик. Их классификация ведется по разным признакам. К числу наиболее распространенных относятся такие:
- Червячные. Базой устройства выступает «червяк», как принято называть винтовой вал. В процессе вращения он последовательно передает усилие сначала на зубчатое червячное колесо, затем – на грузовую звездочку, после – на цепь. Стандартная грузоподъемность этого типа талей варьируется в диапазоне от 1 до 12 т. Высота подъема груза достигает 12 м.
- Тип привода – ручной и механический (преимущественно – электрический, реже — пневматический).
- Грузоподъемность – типовые значения этого параметра таковы: до 0,5 т, до 1 т, до 3 т, до 5 тонн и далее с шагом сначала 5, а затем – 10 тонн (вплоть до 50).
- Высота подъема: до 3 метров, до 6 метров и далее с шагом сначала 3, а затем – 5 метров (вплоть до 60).
- Вид подъемного элемента – канатные и цепные.
- Способность перемещаться – стационарные и мобильные (передвижные).
- Механизм передачи крутящего момента – шестеренчатые (самый распространенный), червячные и рычажные.
Каждая из перечисленных разновидностей тали обладает собственным набором характеристик, которые необходимо обязательно учитывать при выборе грузоподъемного механизма для приобретения. Тем более – с учетом очень широкого спектра возможных направлений практического использования, который включает (в скобках указываются основные задачи устройства в каждом из перечисленных видов деятельности):
- строительство и ремонт (подъем и перемещение стройматериалов, инструмента, оборудования, в некоторых случаях – рабочих);
- различные отрасли промышленности (транспортировка – вертикальная и горизонтальная – сырья и готовой продукции);
- сельское хозяйство (перемещение урожая, удобрений, кормов, оборудования и техники);
- складское хозяйство и логистика (погрузочно-разгрузочные работы, перемещение товаров внутри складов, в терминалах, аэропортах, логистических центрах);
- жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика (укладка труб и кабелей в траншеях, монтаж ж/б колец, люков и других подобных изделий/конструкций);
- лесозаготовка (корчевание, перемещение и погрузка пней, кустарника и т.д.);
- альпинизм – спортивный и промышленный (подъем альпинистов, продуктов питания, инструмента и снаряжения на нужную высоту с последующим спуском).
Важно отметить, что специфика и характеристики позволяют использовать тали на объектах практически любого масштаба. Начиная с небольшой мастерской или пункта выдачи заказов, а заканчивая крупным производством, серьезным логистическим центром или масштабной стройкой.
Заключение
Таль выступает одним из самых универсальных грузоподъемных устройств с очень обширной сферой практического применения. Большой спрос на устройство объясняется несколькими факторами. Включая четыре главных: простая конструкция, разнообразный модельный ряд, надежность в работе и высокая эффективность. Немаловажными бонусами становятся простота управления, нетребовательность в уходе и обслуживании, а также бюджетная стоимость. Логичным результатом настолько внушительного перечня плюсов выступает повсеместное и очень активное использование талей на практике.