Эксплуатация мостовых кранов характеризуется повышенным риском не только для персонала, находящегося внизу, но и для самого оператора. При использовании грузоподъёмного оборудования сотрудники находятся в зоне риска и могут получить серьёзные травмы, если проигнорируют правила техники безопасности.
Кому разрешено работать с кранами
Оператором грузоподъёмного оборудования имеет работать только совершеннолетний человек, прошедший полный медосмотр и имеющий документы о специальном образовании. В зависимости от условий эксплуатации, мощности и технических характеристик крана список требований и документов может быть расширен.
Работу должен контролировать бригадир, инженер, начальник или другое ответственное лицо. Перед началом мероприятий все сотрудники обязаны пройти инструктаж по технике безопасности. На некоторых предприятиях проводится экзамен после обучающего курса.
Предварительный осмотр
Каждый рабочий день крановщика начинается с тщательного осмотра оборудования. В процессе он должен определить:
- надёжность каната в местах крепления и его целостность;
- наличие запасных витков троса на барабане;
- техническое состояние кабины (значение имеют видимость, расположение по отношению к проводам питания оборудования и так далее);
- наличие специальной защиты каната;
- заземление корпусов электрических двигателей;
- целостность металлических конструкций грузоподъёмного оборудования;
- исправность перил, лестниц и других элементов;
- отсутствие сторонних инструментов или предметов;
- состояние тормозной системы и блокировки.
Только после осмотра машинист имеет право приступать к работе. Если же в ходе проверки были выявлены существенные дефекты или поломки (например, вышла из строя тормозная система или повреждён барабан), использовать кран до их устранения категорически запрещено. Все данные после проверки оператор заносит в специальный журнал.
Каким должно быть место машиниста
Комфорт оператора грузоподъёмного оборудования в сочетании с правильно организованным рабочим пространством повышает в разы эффективность на предприятии и становятся гарантией безопасности. Итак, место машиниста должно быть эргономичным. При правильном расположении рукояток, панели управления и кресла сокращается время исполнения производственных задач. Оператор меньше устаёт, что способствует его максимальной концентрации на рабочем процессе. Окна должны быть чистыми, а вибрация и шум – минимальными.
Безопасность во время работы
Крановщик перед началом движения машины по путям, при подъёме или опускании груза обязан предупредить всех сотрудников, находящихся в цехе. Обычно для оповещения оператор использует звуковой сигнал. При этом неважно, машинист управляет оборудованием из кабины или с пола с помощью специального пульта. Если рабочая зона плохо просматривается, устанавливается связь между оператором и стропальщиков.
Когда в цехе установлено сразу несколько единиц грузоподъёмного оборудования, важно внимательно отслеживать их работу. Это необходимо для предотвращения сближения машин.
Чтобы предупредить травматизм в производственном помещении, нужно:
- оградить рабочую зону мостового крана;
- проложить безопасные маршруты по всей территории цеха;
- оградить токопроводящие элементы крана, места их соединения с трансформаторами и другими источниками электричества;
- развесить предупреждающие знаки;
- использовать переносные светильники (если это необходимо) мощностью не больше 36 В;
- доверять работу по устранению поломок и дефектов только квалифицированным мастерам;
- использовать резиновые перчатки, чтобы предотвратить поражение электрическим током.
Машинисту крана запрещено пускать в кабину посторонних людей (за исключением компетентных лиц при проведении погрузо-разгрузочных работ повышенной точности или сложности). Если оператор почувствовал недомогание, он обязан немедленно сообщить об этом начальству. Руководитель найдёт ему замену и на время приостановит работу.
Для обеспечения безопасности на предприятии, на котором используется грузоподъёмное оборудование, необходимо:
- содержать крановые пути и агрегаты в исправном состоянии;
- не допускать перегрузок;
- регулярно оценивать состояние грузозахватных приспособлений, кабельного барабана и других элементов конструкции;
- своевременно выполнять мелкий ремонт (покраска металлических частей, крепление проводов и так далее);
- регулярно проводить технический осмотр;
- следовать инструкциям и правилам эксплуатации грузоподъёмного оборудования;
- останавливать кран для ремонта согласно графику;
- своевременно заполнять и хранить всю документацию (журналы, паспорт, свидетельства и другие).
Машинисты периодически отправляются на курсы повышения квалификации для актуализации знаний.