8 (800) 775-24-02

Бесплатный звонок по всей России

info@zavodkranov.ru

Стальные канаты: виды, особенности и нормы браковки

tros 02 300x231 - Стальные канаты: виды, особенности и нормы браковки

Безопасность использования грузоподъёмного оборудования, его эффективность и способность выполнять сложные производственные задачи напрямую зависят от качества, прочности тросов. Эта одна из важных частей конструкции выбирается с особой тщательностью.

Стальной канат представляет собой изделие, изготовленное из металлической проволоки. Для производства применяется сырьё, различное по форме, площади поперечного сечения, прочности и другим эксплуатационным характеристикам. Канат состоит из стальной проволоки и сердечника. Чтобы улучшить эксплуатационные характеристики стропов и обеспечить его долговечность, дополнительно он покрывается специальными антикоррозийными составами и пропитками, предотвращающими появление гнили. Стальные канаты относят к грузоподъёмным приспособлениям. Без них невозможна работа кранов, лебёдок и другого оборудования, предназначенного для перемещения тяжёлых предметов.

tros 04 - Стальные канаты: виды, особенности и нормы браковки

Кроме того, тросы применяют для оснащения:

  • строительного оборудования;
  • лесопильных машин;
  • грузовых и пассажирских лифтов;
  • оборудования, используемого для бурения скважин и добычи полезных ископаемых;
  • корабельных и других типов грузоподъёмных кранов.

Стальные тросы также могут использоваться для армирования бетонных конструкций, изделий из резины и даже в быту.

Особенности конструкции

Сердечники стальных тросов производятся из прочной проволоки. В некоторых случаях допустимо использование органических материалов, например, полиэтилена, асбеста, пряжи, капрона и других. Главное достоинства канатов с таким основанием – гибкость. Кроме того, они способны долго удерживать смазку, которая многократно увеличивает срок эксплуатации тросов и защищает металлическую проволоку от появления ржавчины. Канаты со стальными сердечниками используются в тех случаях, если предусмотрена многослойная навивка на барабан. Такие изделия долго держат форму и не теряют эксплуатационных характеристик при воздействии высоких и низких температур.

tros 01 - Стальные канаты: виды, особенности и нормы браковки

Дополнительно стальные тросы оцинковываются. Покрытие защищает их от негативных факторов, благодаря чему канаты можно активно использовать на открытых площадках.

Тросы для оснащения пассажирских лифтов тщательно проверяются. 100% проволок проходят испытания.

Особенности контроля состояния стальных канатов

При использовании грузоподъёмного оборудования необходимо своевременно выполнять его технический осмотр. При этом осуществляется проверка состояния механизмов, элементов двигателя, металлических конструкций. Внимание уделяется в обязательном порядке и стальным тросам. В зависимости от условий работы оборудования, внешней температуры и вида каната,  проверка может выполняться раз в 10 дней, неделю, месяц и так далее. Обязательным является анализ с применением дефектоскопа. Прибор определяет разрывы проволоки и другие проблемы, которые невозможно найти невооружённым глазом.

Дефектоскоп позволяет обнаружить потери сечений канатов, наличие коррозии на внутренних элементах, повреждения плетения. Прибор используется при проверке металлических тросов независимо от сферы их применения.

Особое внимание специалисты уделяют следующим участкам:

  • крепления к кабине, на барабане или противовесе;
  • тросы, которые проходят через все типы блоков;
  • внутренние элементы – именно здесь фиксируется наибольший износ;
  • участки соединения двух канатов.

Дефектоскоп позволяет определить степень износа троса и своевременно заменить его новым.

tros 03 - Стальные канаты: виды, особенности и нормы браковки

При проверке чаще всего используются такие методы:

  • визуальный – специалисты тщательно осматривает тросы на наличие дефектов, используя специальные приспособления;
  • косвенный – состояние каната определяется с помощью интегральной методики;
  • дефектоскопический – в ходе проверки применяется ультразвуковая, рентгеновская диагностики, а также магнитоскопия;
  • инструментальный – с помощью специальных измерительных средств определяются отклонения прямолинейности, износа проволоки или изменение показателя сечения каната.

В некоторых случаях возможно применение сразу нескольких методов.

Нормы списания тросов

Стальные канаты подлежат браковке в следующих случаях:

  • снижение величины на 40 и более процентов из-за износа расположенных внутри проволок;
  • показатель коррозии свыше 7% по отношению к диаметру – заменить трос нужно даже в тех случаях, если больше никаких дефектов не обнаружено (при этом длина повреждённого участка не имеет значения);
  • повреждения сердечника на 10% от его номинального размера;
  • обрыв проволоки (в том числе при износе 1 элемента более 40%);
  • увеличение сечения более 7% – в таком случае возможно разбухание сердечника под воздействием внешних факторов: влажности воздуха, перепадов температур и так далее;
  • потеря прочности – дефект определяется с помощью специальных приборов и свидетельствует об уменьшении сечения проволок;
  • сплющивание – причиной повреждения обычно является значительный износ ручья блока;
  • чрезмерная спиральная форма оси каната – при таком дефекте возникает расслоение, что приводит к трению проволок между собой и к их разрыву.

Также нормой браковки стальных канатов является наличие заломов, перекручивания, перегибов. При таких дефектах трос значительно теряет прочность. Использование канатов, которые не прошли осмотр и технический контроль, невозможно. Игнорирование повреждений может привести к обрывам, следовательно, к падению поднимаемого груза, порче товара, металлических конструкций, подъёмных сооружений и кранового оборудования, получению сотрудниками травм разной степени тяжести.

  • Информация, предоставленная на сайте не является публичной офертой
  • © ЗГПО "АТЛАНТ" 2012-2018