Ограничитель грузоподъемности (аббревиатура ОГП) ─ предохранительное устройство. Его основная задача заключается в автоматическом отключении механизма подъёма и вылета стрелы крана в случае превышения массы груза, отмеченной в техническом паспорте. Данный прибор позволяет предотвратить опрокидывание техники. А также выход из рабочего строя её отдельных конструктивных элементов из-за подъёма материалов, вес которых превышает установленные нормы, и, соответственно, возникновение аварийной ситуации. Согласно требованиям действующего стандарта безопасности, в частности, Постановления №98 Госгортехнадзора РФ от 31.12.1999 года, таким устройством должен оснащаться любой стрелковый и мостовой краны. Обратите внимание: номинальная грузоподъёмность техники указана в техническом паспорте (руководстве по эксплуатации).
Конструктивные особенности
Ограничитель грузоподъёмности представляет собой устройство, состоящее из релейного блока, датчиков преобразователей усилия (сокращённо ДУС) и угла (аббревиатура ДУГ). Первый монтируется в стреловом расчале или грузовом полиспасте (для мостовых/козловых кранов). Он измеряет параметры, возникающие при перемещении материалов в вертикальном направлении. ДУГ устанавливается на кране и поводком соединяется со стрелой. Он имеет другую задачу ─ задаёт максимально возможные усилия с учётом вылета стрелы в горизонтальной плоскости. Если происходит перегрузка, релейный блок срабатывает и отключает цепи, обеспечивающие электрическое снабжение приводов техники. Также в конструкции ОГП выделяют панель сигнализации. Это индикаторное устройство позволяет крановщику наблюдать за степенью нагрузки крана по шкале прибора и визуально контролировать работу механизма. Сигнальные лампы дают возможность определить, сработало ли предохранительное устройство.
Блок питания ограничителя устанавливается в кабине оператора. Основные типы предохранительного механизма:
- ограничитель массы и грузового момента. Первый монтируется на краны мостового и стрелового типов с постоянной грузоподъёмностью при всех вылетах стрелы. Второй имеет другое назначение. Он предотвращает опрокидывание спецтехники в процессе работы и монтируется на агрегаты, грузоподъёмность которых изменяется в зависимости от вылета стрелы;
- механизмы грузового, пружинного и торсионного типов. Они различаются между собой по конструкции датчиков, которые принимают и уравновешивают усилие, воздействующее на технику;
- устройства электромеханического, гидравлического, механического и комбинированного типов. Наиболее распространённый ─ первый вариант. Он включает в себя электроэлементы, обеспечивающие обработку механических показателей. Основное преимущество электромеханического типа ─ универсальность применения. Им можно оснащать любую технику вне зависимости от вида двигателя, применяемого для привода конструктивных элементов в работу.
Использование предохранительного устройства позволяет не только исключить вероятность возникновения аварийной ситуации, но и обеспечить высокий уровень безопасности обслуживающего персонала.
Назначение и функциональные возможности
Прежде чем заказать и установить прибор, следует выяснить, какие функции выполняет и для каких механизмов он применяется. Итак, предохранительное устройство используется для:
- мостового/козлового крана;
- электротали (тельферов);
- крана-штабелера;
- стрелового (в том числе автомобильного, портального, железнодорожного, гусеничного, башенного типов) крана.
Ограничители грузоподъёмности семейства «ОГП» ─ функциональное устройство электромеханического типа, применяемое в большинстве случаев на автомобильных и стационарных стреловых кранах. Не меньшей популярностью на рынке пользуются устройства типа ОГШ. Их устанавливают на полноповоротные стреловые или, другими словами, портальные краны, оснащённые одной или двумя лебедками, и технику мостового типа. Приборы семейства ОГШ производятся с регистрирующим блоком и без него. И первые, и вторые могут осуществлять фиксацию массы груза, индикацию времени, формирование блокировочного сигнала. Преимущество устройства с регистрирующим блоком ─ способность накапливать и хранить информацию о работе механизма.
Обратите внимание на следующие товары:
Основная задача ограничителя мостового крана – предотвращение разрушения силовых элементов (обрыв канатов и крюков, выход из рабочего строя подъёмного механизма и пр.), появления микротрещин в металлоконструкциях из-за существенного превышения допустимой нагрузки. Назначение и устройство указанного прибора для свободностоящей техники стрелового типа другое. Основная задача ─ защита конструкции от перегрузок и опрокидывания. При подъёме какого груза срабатывает предохранительное устройство? Прибор не должен допускать превышения нагрузки на кран мостового типа более чем на 25%. Это требование прописано в правилах Госгортехнадзора. Кроме того, предохранительный прибор должен срабатывать в том случае, когда грузовой момент превышает допустимую номинальную нагрузку более чем на 10% для стреловых, и более чем на 15% ─ для полноповоротных кранов, поворотная часть которых установлена на портале.
Техническое освидетельствование
Проверка ограничителя подъёма грузов ─ комплекс мер, позволяющих установить степень исправности действия прибора. Техническое освидетельствование его работоспособности проводится двумя методами:
- динамическими испытаниями;
- точно взвешенным грузом.
Периодичность и способы проверки ОГП указаны в руководстве по эксплуатации спецтехники или прибора заводом-производителем. При отсутствии документов на технику термины проведения калибровки определяются её владельцем. Результаты технического освидетельствования в обязательном порядке должны заноситься в техпаспорт или вахтенный журнал. Проверка работоспособности прибора проводится в присутствии лица, ответственного за безопасное выполнение работ по перемещению грузов спецтехникой.
Статьи по теме: